Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников

12.01.2015 19:56

МУЗЫКАЛЬНАЯ САМОСТОЯЬЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Музыкальный руководитель:

                                                                                  Казак Л.М.

 

 

 

 

 

 

Музыкальная самостоятельная деятельность

     Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства, воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых.

      Все виды музыкальной работы с людьми, имеющими речевые нарушения можно рассматривать как коллективную активизирующую и корригирующую психотерапию (социальное стимулирование, психопедагогическая работа). Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с игрой. Занимающиеся по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских или настоящих музыкальных инструментах.

     Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников имеет различные источники: это музыкальные занятия, на которых дети разучивают песни, игры, танцы. Знания, полученные на занятиях, дети переносят на самостоятельную деятельность. Другим источником являются праздники и развлечения.  После их проведения дети незамедлительно откликаются на них в своих играх: чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют. Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности  и в семье. Самые распространенные из них – это детские музыкальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игры на музыкальных инструментах, коллекционирование музыкальных записей оказывают влияние на музыкальное развитие детей.

     Диафильмы, мультфильмы с музыкальным сопровождением, с занимательными персонажами вызывают у детей желание повторять полюбившиеся песни. Педагогу, осуществляющему коррекционно-логоритмическое воздействие, необходимо учитывать источники музыкальной деятельности и руководить развитием этой деятельности таким образом, чтобы использовать ее для нормализации двигательной, сенсорной и речевой функций ребенка.

     На занятиях детям вначале импровизируют однотипные действия, например, наездники едут на лошадях, летчики ведут самолеты, дровосеки рубят дрова, трактористы заводят мотор, портнихи шьют иглой и т.д. Зато музыкально-игровой образ создается в развитии; например, садовник копает землю, садит цветы и растения, поливает их, белит забор, ухаживает за растениями и цветами ( рыхлит вокруг землю, обрезает засохшие веточки, подкармливает удобрениями и т.п.), собирает плоды, угощает друзей. Далее музыкальное действие усложняется участием нескольких персонажей. И, наконец, играющие сами строят композицию действия.

     В творческую композицию включаются пляски, танцы, хороводы, песни, игра на инструментах. Пляски могут быть комбинированные, то есть, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию.

     Для них  подбирается двухчастные произведения с ярко выраженным, контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера. Свободные пляски носят творческих характер и исполняются под народные плясовые  мелодии; хороводы плясового характера также связаны с народными песнями и представляют собой инсценировку сюжета песни, например «Каравай». Включаются в игры бальные танцы; танец Петрушки, Незнайки, Медведя, Снегурочки, Снежной Королевы, Буратино и др.

     В сюжетно-ролевых играх дети исполняют песни в соответствии с игровым замыслом, например игра «Парад», мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построения в каждом куплете песни, ходят по кругу, змейкой, парами. Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-бай» М. Красева. Самостоятельную деятельность дошкольники часто включают музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет?», «Два барабана»,  «Тише-громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.  Например, в игре «Два барабана» один отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет мелодию на металлофоне. Другой выкладывает ноты-кружочки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм. В самостоятельной деятельности дети часто используют игру на детских музыкальных инструментах: исполняют попевки, песенки, могут сочинить свои, сопровождают игрой на инструментах действия персонажей, отмечая, например: «Про лису надо играть мягко, про медведя – сильнее, он сердитый».

     Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, индивидуальных занятиях.

     Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведению лечебно-коррекционной и логопедически-воспитательной работы за 2-3 месяца, за весь курс занятий. При подготовке к утренникам используются материалы всех видов работы с детьми. Выбор речевого материала проводится с учетом речевых возможностей ребенка на данный момент. Праздничный сценарий обсуждается совместно с логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем.

     Цель кукольного театра, развлечений – в  занимательной форме закрепить полученные знания и навыки во время других занятий. Представления во время кукольного  театра организуются примерно 1-2 раза в год; развлечения 1 раз в месяц. Разнообразные виды развлечений логопед планирует совместно с воспитателем, музыкальным руководителем. Все виды развлечений указываются в перспективном плане речевой группы детского сада.

     Индивидуальные занятия проводятся воспитателем по рекомендации логопеда и музыкального руководителя с указанием точной цели. Например, развитие моторики пальцев в игре на струнных музыкальных инструментах, развитие голоса в попевках, песнях; развития дыхания в игре на духовых  музыкальных игрушках и так далее. Воспитатель ненавязчиво советует детям поиграть на духовых инструментах, спеть песню и так далее., оформлять игрушечно-музыкальный уголок, чтобы вызвать необходимую самостоятельную музыкальную деятельность ребенка.

     Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, намечает и реализует свои замыслы. Педагог косвенно, преследуя коррекционные цели руководит самостоятельной деятельностью ребенка. Занятие должно быть на столько интересным и увлекательным, чтобы у детей появилось желание повторить выученные произведения дома. Музыкальный руководитель может порекомендовать родителям организовывать музыкальный уголок с набором небольшого количества инструментов, чаще посещать с ребенком театр. При этом советует родителям, как наиболее рационально или щадяще использовать музыкальные способности ребенка, увязывать их с коррекционной работой в детском саду. Планируя приемы руководства музицированием, педагог выявляет, что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.), в каком порядке целесообразно это сделать, за кем понаблюдать, чтобы вызвать интерес ребенка, к какому виду деятельности отдают предпочтение дети и т.д.