Отчет по самообразованию 2016-2017 учебный год

11.08.2017 13:11
 
 
 

Отчёт по самообразованию

по теме:
«Развитие музыкально-ритмических способностей»
детей старшего возраста
 
                                                                              «Музыкально-ритмическое воспитание
                                                                                оказывает огромное влияние на развитие                    
                                                                               воли, характера и интеллекта человека…»
                                                                                                                    (Эмиль Жак-Далькроз)
 
Актуальность
Музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Развитие музыкальных способностей, как формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию детей. В частности, среди задач музыкального воспитания актуальной задачей является развитие ритмического слуха дошкольников.
Развитие ритмического слуха является неотъемливой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: Восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на инструментах, музыкально дидактических играх.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирование ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмических структур звуковой среды резко тормозят формированию экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи.
Поэтому я взяла тему самообразования «Развитие музыкально ритмических способностей»
Цель: развитие музыкального слуха
Для себя я определила следующие задачи:
- Слышать смену частей в музыке
- Развивать чувство ритма, используя звучащие жесты, игру на палочках, на музыкальных инструментах.
- Учить различать динамическую, тембровую окраску музыки, чувствовать характер музыки и передавать его в движении
- Развивать координацию движения, умение ориентироваться в пространстве - Воспитывать интерес к музицированию.
Длительность работы над опытом составляет 3 года
На первом этапе провела диагностику уровня развития музыкально-ритмических способностей дошкольников.
На втором этапе проанализировала теоретические материалы по проблеме развития у дошкольников музыкально-ритмического развития, разработала перспективное планирование по теме, конспекты занятий речевых игр, игр и хороводов с пением, игры с инструментами, консультации для педагогов и родителей, 
На третьем этапе был проведён анализ результатов, подведён итог работы, обобщён опыт.
Проблемой развития чувства ритма занимались такие педагоги как ОРФ, Эмиль Жак – Далькроз, Н.А Ветлугина, А.Н Зимина. Известно, что в основе системы Э.Жак -Далькроза понятие ритм положено как универсальное начало.
В своей работе опиралась на методические разработки С. И.Бекиной «Музыка и движения», «Логоритмика в детском саду» М. Ю. Гоголева,
«Этот удивительный ритм», программой «Ладушки» И. М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Ритмическая мозаика» Бурениной. «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнникова
Работа осуществлялась в непосредственно в образовательной области «Музыка» (на музыкальных занятиях)
В структуру занятия включила такие разделы как - развитие чувства ритма, музицирование, пальчиковая гимнастика.
На музыкальных занятиях дети много двигаются.
Большое внимание уделяю музыкально-ритмическим движениям –это вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, танцы, пляски, игры. Большое место занимают музыкально-ритмические упражнения.
 «Прыжки через воображаемые препятствия», Спокойная ходьба с изменением направления», «Приставной шаг», «Бег с лентами», «Ходьба с остановкой на шаге», «Бег и прыжки», Где дети учатся и упражняются
в бодрой ходьбе, перестроении, бегать легко и стремительно, используя всё пространство зала, учатся ощущать окончание музыкальной фразы, выполняют танцевальные движения. Упражнения развивают ритмическую чёткость и ловкость движений: «Прыжки через воображаемые препятствия», Спокойная ходьба с изменением направления», «Приставной шаг», «Бег с лентами», «Ходьба с остановкой на шаге», «Бег и прыжки».
Эти движения несут в себе различные ощущения: зрительные, слуховые, кинестетические (ощущения связанные с движением в пространстве) и др. Они также тренируют мышечную основу организма, что позволяет говорить о них как способ сохранения и укрепления здоровья. Выполняя музыкально-ритмические движения, дети непроизвольно активизируют саморазвитие таких психофизических качеств, как координация, ориентировка в пространстве, развитие чувства равновесия.
В своей работе придерживаюсь принципа от простого к сложному.
В старшей группе упражнения носят в основном игровой характер и просты в исполнении.
В подготовительной группе выполнение движений требует большего внимания от детей – дети учатся реагировать на смену звучания музыки и быстро менять движения.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи поскольку помогают им координировать пение и движения, упорядочивать темп и движения: «Вальс друзей», «Добрый жук», «Весна-Красна», «Зверобика»
«На горе-то калина», «Почтальон», «Как на тоненький ледок» русская народная хороводная песня, «Алый платочек» хорошо подходят для инсценирования с ритмическим сопровождением.
Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы-игры: «Весёлые дети», «Весело танцуем вместе» …поскольку они построены в основном на жестах и движениях, позволяют ребёнку раскрепоститься.
Использую такую форму как «активное слушание»
«Танец дикарей» музыка Ёсинао Нака, «Марш гусей», Вальс игрушек», «В пещере горного короля» Э.Грига, «Марш Черномора» М.Глинки
Сложность у детей вызывают парные танцы: они требуют координации движений партнёров в парах, а дети с нарушением речи часто выполняют движения каждый в своём темпе.
«Откроем же двери навстречу фантазии, дадим новую игру – упражнения… должны быть игрой для детей!»(Э. ЖаК-Далькроз).
Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринуждённой форме я успешно решаю поставленные коррекционные задачи- это игры с пением: « Сапожник», «Ищи», «Паузы» (английская игра),
«Алый платочек»ч.н.п
Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребёнка должен быть инструмент.
Музыкальные инструменты для детей- всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотя играть на них.
Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
А игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации движений, общей и мелкой моторике.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.
. «По сигналу»
- развивать способность концентрировать внимание.
-На звук маракасов- ловят жуков,
- металлофон – дождь,
- колокольчик – сбор цветов и т.д.
Дети сами могут придумывать инструментальные сигналы и ситуации.
«Карусель» - ритмическая игра на ускорение и замедление темпа
«Спящий бубен» - развивать умение слушать звук, развивать способность концентрировать внимание. 
 «Эхо», «Разговариваем»- развивать сотрудничество и чувство ответственности.
В разделе «Развитие чувства ритма» большое внимание уделяю речевым играм.
Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев.
«Дидили, дидили» р.н.потешка, «Еду, еду».р.н.потешка.
Детей привлекает ритмика и созвучие стиха. Считаю, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым, а речевой слух – это одна из основ музыкального слуха.
Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, регистр, ритм, тембр, фразировка.
Для развития мелкой моторики, , речевого, интонационного, ритмического слуха и музыкального слуха детей включила в занятие пальчиковую гимнастику.
Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, которые далее переносим в хлопки.
«Звучащие жесты» - игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье языком. Использовала их как сопровождение речевых упражнений. Например: «Сел комарик под кусточек», «Наша Таня». Это привлекает внимание детей и делает занятие интересней, способствует развитию вниманию и координации движений.
После освоения на слух и воспроизведения в хлопках ритмического рисунка, знакомлю детей с графическим изображением. Используя кружочки и другие изображения разной величины –даю понятие того, что так обозначают долгие и короткие звуки.
Для обозначения длительностей – ввожу ритмослоги: та-та и ти-ти.
Задания постепенно усложняю так, как ввожу понятие «пауза».
- Упражнение с ритмическими карточками позволяет мне сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию единого темпа.
Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности, в различных вариантах и, конечно же, работая над пением.
В этом мне помогают такие упражнения:
1. Прохлопывание ритма попевок, ладошками, палочками.
Например ритмическая игра «Чики-чики-чикалочки» направлена на развитие слухового внимания и чувства ритма. Дети поют прибаутку, педагог отстукивает ритмический рисунок, ударяя палочкой по скорлупкам.
Затем предлагаю детям ритмоформулы, дети прохлопывают заданный ритм.
Впоследствии ритмический рисунок задают дети.
2. Ритмический аккомпанемент.
Часть группы поёт песню, остальные сопровождают пение ритмическим аккомпанементом звуковых жестов.
Игра «Зеваки и торопыги» - поют песню в кругу. Трудность в том, что каждый ребёнок должен сделать всего один хлопок, т.е. дети как бы «передают» ритм песни друг другу.
3. Пение с ритмическим аккомпанементом.
Развивает слуховое внимание
Педагог или ребёнок отмечает метрическую пульсацию на любом инструменте играя то быстро, то медленно.
«Аты – баты» р.н.п.
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.
Проводились совместные занятия с логопедом по логоритмике.
Формы взаимодействия:
- Обсуждение результатов диагностики.
- Перспективное планирование.
- Совместные занятия по логоритмике.
- Индивидуальная работа с детьми по запросу логопеда.
- Взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей среды.
Схема построения логоритмического занятия:
1.Вводная часть – (музыкально – ритмическая разминка).
Ходьба, дыхательные упражнения, счётные упражнения, развитие мышечного тонуса. Используются такие упражнения такие как,повороты и наклоны, ориентировка в пространстве, перестроения. В занятиях мы использовали такие вводные упражнения, как « Мы шагаем», « Тропинка», « Сугробы» и т.д.
2.Основная - ( музыкальная и речедвигательная)
Включает в себя упражнения на координацию речи с движением, двигательные построения, пение с движением, игра на музыкальных инструментах, развитие речевой и пальцевой моторики, музыкальные игры, танцевальные движения. Такие ритмические упражнения как, «Капли», «Ежик и барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», « Строители» и т.д. были включены в наши занятия.
Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы-игры («Поиграем веселей!», «Веселые дети» и т.д.), поскольку они построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие и радостные эмоции.
3.Заключительная часть – (упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного напряжения)
Занятия проводились раз в месяц.
Проводя занятия по логоритмике, мы не заучивали речевой материал, все упражнения выполняли с детьми по подражанию; для поддержания интереса у детей каждое занятие придумывалось как сюжетно-тематическое: «Огородные истории, « В осеннем лесу», «Дикие животные», «Зимние забавы»
Неотъемливой частью моей деятельности являлась работа с педагогами и родителями.
С целью знакомства педагогов с содержанием и форм проведения логоритмических занятий. Письменные консультации: «Музыкально – ритмические движения в детском саду», «Музыкально – речевые игры». Консультации: «Музыка моего тела». Практическое занятие: «Игры с инструментами».
Для родитетелей была оформлена письменная консультация: «Музыкально - речевые игры», 
Работу по развитию музыкальных способностей считаю успешной, потому, что вижу, что сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе.
Результатом проведённой работы можно считать повышение уровня развития способностей детей.
Литература:
1.Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы /М.Ю.Гоголева – Ярославль: Академия развития, 2006.
2. «Этот удивительный ритм» / И.Каплунова, И. Новоскольцева-
Издательство «композитор. Санкт Петербург» 2005
3. Коммуникативные танцы игры для детей. учебное пособие.
/А.И. Буренина – «Музыкальная палитра». Санкт Петербург 2004
4. Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий старшая и подготовительная группы. /И. Каплунова, И.Новоскольцева –
Издательство «Композитор. Санкт – Петербург 2008