Поддержка детей с признаками одаренности

06.08.2017 20:24
 
      Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития.
   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок.
Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны музыки, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Всем известно, что одарённость состоит из различных способностей.  Я, как музыкальный руководитель, хочу остановиться на музыкальных способностях ребёнка.
Музыкальные способности, в существующий общей психологической классификации,  относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий. Музыкально-одарённый ребёнок   выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в группе. Такие дети  эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.
       Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: музыкальный слух-способность    вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;
 ладовое чувство- эмоциональный отклик на музыку- способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность  к переживанию в форме музыкальных образов; 
 чувство ритма - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т.д.), образуют музыкальную одаренность. Выявляя   музыкальные способности детей с помощью различного вида их творческой деятельности, мы стимулируем у них развитие целого комплекса музыкальных способностей.
Методы,  применяемые для выявления музыкальной одаренности: метод наблюдения за ребенком; метод восприятия музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки; индивидуально-личностного общения с ребенком; побуждение и поддержка детских иницатив во всех видах деятельности; проведение совместных мероприятий с родителями и семьей; оказание поддержки развития одаренности ребенка.
     Одним из  методов  выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений  за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на музыкальных занятиях или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не  знать, что за ним  специально  наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется  достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе  от одного возрастного периода к другому. Наблюдение может быть непрерывным , изо дня в день, а может и с перерывами
     Следующим методом выявления одаренности является индивидуально-личностное общение с ребенком. К примеру. Занимаясь с воспитанниками своей музыкальной деятельностью, я обратила внимание на мальчика, который на занятиях постоянно отвлекал мое внимание на себя, внимание других детей,  то есть он – несомненный лидер. После занятия я пригласила его на беседу, где провела  диагностику его музыкальных способностей. Оказалось, что он не совсем чисто интонировал мелодию, но у него поразительное чувство ритма.  Однако, пока я с ним работала, то обратила внимание на то, что он выполняет мои задания очень увлечённо, в его глазах сиял такой огонёк радости во время разучивания танцевальных движений, что я решила пригласить ребенка заниматься в танцевальном кружке. Вскоре я убедилась ( и это третий метод), что ребенок действительно обладает определенными музыкальными способностями, которые впоследствии у него проявились в умении держать строй, задавать ритм всего танца в целом, и, при этом помогал мне в моей работе с остальными детьми. Не обладая  ярким тембром голоса, но и ярко выраженными способностями к танцам, мальчик сумел  реализовать  себя в хореографии, где постепенно развивает свои музыкальные задатки.
На что же  должен обратить внимание педагог при работе с музыкально- одарёнными детьми?
   Прежде всего, надо постараться создать на занятии   благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на занятиях, педагогу необходимо  постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях, и это является еще одним методом выявления музыкальных способностей ребенка.
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок  можно предложить любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его  исполнить всей группе – это является методом побуждения и поддержки детских инициатив во всех видах деятельности.
     Одаренность и способность, как вы понимаете, это разные вещи. При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.   Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться».
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей, что является еще одним методом оказания поддержки развития одаренности.
    Виды.  Для достижения максимального результата в своей работе я использую различные виды музыкальной деятельности.
      В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность . Все они имеют свои разновидности.
      Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие музыки. Основной он потому, что присутствует и во всех других видах музыкальной деятельности.
 Задачи. Слушание музыки как вид деятельности имеет свои задачи:
-  знакомить детей с музыкальными произведениями современной, классической, народной музыки, доступными их восприятию;
- развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус;
- дать первоначальные сведения о музыке; подводить к запоминанию музыкальных произведений,
Исполнительская деятельность - это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте;
 – это пение,
-  музыкально-ритмические движения
-  игра на детских музыкальных инструментах.
Пение имеет в жизни ребенка огромное значение. О степени одаренности  говорит способность ребенка точно воспроизводить голосом мелодию после первого ее прослушивания. Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: формировать у детей певческие умения и навыки ,способствующие выразительному исполнению песен как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с аккомпанементом и без него; развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении . Дети, у которых выявляются   ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.
Музыкально-ритмические движения как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка.  Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей; человек и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности дошкольников. Ее назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.
Включение в занятие игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:
1) стимулировать исполнительскую деятельность детей;
2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;
3) воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания;
4) активизировать развитие музыкальных способностей;
5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности [7].
Взаимодействие с родителями. Немаловажную роль в музыкальном образовании дошкольников играют родители. В целях повышения заинтересованности в музыкальном развитии детей стараюсь использовать разные формы сотрудничества.
• Консультации;
• Проведение открытых мероприятий;
• Выступления на родительских собраниях;
• Вовлечение родителей в педагогический процесс посредством активного включения их в праздники и развлечения.
Взаимодействие с семьёй. В силу постоянной занятости родителей и зачастую интереса к музыкальному развитию ребенка, консультационный материал стараюсь оформлять в краткой форме - в виде памяток (на одном листе). Родители могут взять памятку домой: прочитать памятку детям, познакомиться с новыми музыкально-дидактическими играми, этюдами, вместе с детьми поиграть. Таким образом, родители знакомятся с музыкальным материалом, который мы преподносим детям в детском саду, а в частности на музыкальных занятиях. Совместная подготовка и проведение праздников находит у родителей положительный отклик. Они являются не просто зрителями, а непосредственными помощниками, и участниками действий. Это повышает эмоциональную значимость мероприятия и сближает детей и родителей.
Вывод.Успешное развитие музыкальных способностей дошкольников, как одной из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации;
Мое предположение о том, что использование педагогом в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке верно, так как музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью;
 В ходе моего исследования поставленная  цель: организация музыкально-педагогического процесса по развитию одаренности дошкольников достигнута, сформулированные задачи реализуются в полном объеме.