Участие в работе РМЦ

07.04.2016 13:41
Выступление музыкального руководителя МАДОУ ДС
"Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях"
№ 69 «Светофорчик» Казак Ларисы Мидахатовны. (3-5 мин.)
 
1 слайд. Тема: «Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях» 
2 слайд Высказывание Сухомлинского  
     Я, Казак Лариса Мидахатовна, работаю музыкальным руководителем в детском саду № 69, представляю свой небольшой опыт работы с одаренными детьми.
     Социализация одаренных детей есть сложный, непрерывный, процесс, протекающий на различных  уровнях, проходящий во взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий личность одаренного ребенка на успешность в деятельности, общении, самосознании, самосовершенствовании,
саморазвитии.
     В настоящее время уделяется значительное внимание проблемам обучения одаренных детей, воспитанию их в условиях ДОО или дополнительного образования.
     Указанная проблема напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, выдвинувших идею постоянного саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности, имеющей ярко выраженные способности в той или иной области знаний. 
      Системный подход позволяет организовать управленческий цикл социализации. 
3 слайд.  Средствами по социализации одаренных детей, ориентированных на саморазвитие являются:
- психолого-педагогическое сопровождение - совместная деятельность специалистов образования, направленная на создание системы педагогических, способствующих успешному обучению, социализации и развитию каждого ребенка:
- проведение психолого-педагогического  исследования: индивидуальная и групповая  диагностическая работа с детьми, воспитателями, родителями по выявлению детей с предпосылками интеллектуальной одаренности:
- осуществление развивающей работы (индивидуальная и групповая) с интеллектуально одаренными детьми: формируется психологическая культура, психолого-педагогическая компетентность администрации образовательных учреждений, педагогов и родителей;
- выявление и анализ изменений  состоянии ребенка с предпосылками интеллектуальной одаренности, как результат проделанной работы;
- максимальное использование воспитательного и творческого потенциала родителей в образовательном процессе.
4 слайд. В своей работе по социализации одаренных детей я использую следующие методы: 
- учитывая повышенный уровень готовности одаренных детей, даю учебный материал, рассчитанный на более старший возраст (например,  материал подготовительной к школе группы даю в старшей группе). Для одаренных детей это является их зоной ближайшего развития;
- используя повышенный уровень развития познавательных способностей своих воспитанников, подбираю содержание по своему предмету и методы его преподавания, (например,  по развитию речи),  которое позволяет  развивать другие способности воспитанников  (например, их личностную сферу: самооценку, саморазвитие, и т.п.);
- моделирование творческого процесса -  подбираю материал, создающий условия  для проявления творческой активности детей, проявления скрытых, развития проявленных способностей детей с признаками одаренности (например, одновременное сочетание вокала, танца и создание художественного образа).
- тренинговый метод. При применении такого метода оказывается, что способы выполнения одного и того же задания могут быть разными (например, исполнить одну и ту же  песню в разных темпах, разным тембром, с музыкальным сопровождением или а-капелло, сопровождая свое пение отстукиванием ритма и т.д.). При этом складывается не только иной способ работы, но и приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания и тем самым к раскрытию творческой активности;
- проведение совместных мероприятий с родителями, семьёй.
 5 слайд. Технологии. В рамках настоящей учебно-методической и творческой работы я применяю следующие  педагогические технологии:
- диагностические технологии - это могут быть: просмотр воспитанников на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
- воркшоп - развитие коммуникативных способностей воспитанников. Прежде всего, это коллективная работа,  проведение мероприятий, идея которых состоит в освоении какого-то навыка, получении знания путем взаимодействия заинтересованных в нем участников, активизирующая творческий потенциал воспитанников;
- технологии сотворчества - основным условием выполнения данной технологии является воспитание чувства толерантности (например, применение музыкального материала разных народов, проведение  национальных праздников  и т.д.);
- технология художественного восприятия и отношения действия - они включают в себя совокупность приемов, которые  осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению (например,  разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. )
- технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений, распевок по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
- технологии развития психического аппарата - это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций ( например,   в сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.)
- технологии на развитие пластических характеристик - стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. 
- технологии создания художественного образа. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения;
6 слайд. Цели и задачи:
- обучающие, обучающе-развивающие или же развивающие;
- развитие уже явно выраженных способностей или же, напротив, развитие недостаточно развитых способностей;
- психолого-педагогическая поддержка и помощь одаренным детям;
– разработка, внедрение, психолого-педагогический мониторинг тех или иных образовательных программ.
7 слайд. Основные направления в развитии процесса социализации одаренных детей включают несколько этапов по созданию определенных социально-педагогических условий:
- подготовка, повышение квалификации педагогов по развитию данного процесса
- консультации психологов, педагогов для родителей;
- цикл занятий по диагностическим программам;
- тренинговые занятия   по формированию уверенности в себе.
8 слайд.  Воспитание детей с нестандартным мышлением.  Для успешного процесса воспитания человека,  обладающим склонностью к нестандартным способам решения проблем необходимо: 
-  обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации. Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие;
 - благожелательная атмосфера: таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие замечания и комментарии относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда безумно, но без намерения причинить боль;
-  формирование у ребенка оптимального способа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей; 
- родительская поддержка: родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка.
- благоприятная внешняя среда  -  то есть это та среда, которая окружает человека, и которой происходит его развитие. Известно,  что бедная внешняя среда затормаживает развитие мозга, а разнообразная – стимулирует его.
9 слайд. Обеспечение формирования креативности. Для обеспечения формирования креативных качеств личности в условиях любого образовательного учреждения для работы с одаренными детьми требуется поддержка педагога  в стремлении ребенка к проявлению и развитию его природных и социально приобретенных возможностей, Педагог должен руководствоваться следующими принципами:
– принцип доверия и поддержки к самореализации и самоутверждению, помощь ребенку в формировании навыков и внутренних механизмов, необходимых для успешной адаптации и общения в образовательной среде;
– принцип субъективности, направленный на формирование и обогащение социального опыта;
– принцип творчества и успеха позволяет определять и развивать
индивидуальные особенности ребенка, его уникальность; 
 10 слайд.  Самостоятельная работа ребенка над собой. Так как же научить одаренного ребенка самостоятельно работать? Одаренные дети уже имеют более высокий уровень умственного интеллектуального развития, они также нуждаются в несколько иных методах преподавания. Способов решения этой проблемы много:
- ускорение  -  одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу, необходимого его менее развитым сверстникам;
- обогащение – чаще всего принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках. В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать;
- выявление (наблюдение) индивидуальных особенностей. Одаренность лежит на поверхности, она может быть незаметна для «невооруженного глаза»;
- занятия по индивидуальному расписанию. Ребенок должен иметь возможность заниматься  не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений;
- малые размеры групп. Желательно, чтобы  группы не превышали 10 человек. Только в этом  случае можно достичь индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание воспитанникам.
- специальная помощь. Помощь предполагает как индивидуальные занятия со специалистами, так и специальные средства на занятиях.
- воспитание лидерских качеств. Творческая активность характеризуется умением самостоятельно, без оглядки на других выбирать сферу своей деятельности и двигаться вперед.
- учебные программы, открывающие простор для творчества. Программы для одаренных детей должны открывать возможности для самостоятельной работы.
- стиль учителя – совместное творчество с учениками. Педагог в работе с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенные знаний, сколько помочь воспитанникам делать самостоятельные выводы и открытия;
- подбор педагогов. Подбор  педагогов  должен учитывать  фактор личного творчества, яркости кандидата;
- работа с родителями. Родителям должна предоставляться небанальная информация об их детях, их сильных и слабых сторонах и перспективах развития;
- формирование корректных отношений между воспитанниками. Установка на лидерство и на соревнование не должна переходить в агрессивные формы поведения учеников;